Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При обращении за медицинской помощью пациенты и медицинские работники должны выстраивать свое взаимодействие на принципах взаимного уважения и заинтересованности в достижения максимального эффекта лечебно-диагностического процесса. Пациенты и медицинские работники стремятся руководствоваться следующими принципами:
1. Медицинская помощь пациенту оказывается в полном соответствии с потребностью, в пределах, созданных государством и обществом условий, а также имеющихся возможностей для этого.
2. Медицинские работники и пациенты (общество) в равной мере имеют право на уважительное отношение и руководствуются данным принципом на всех этапах своего взаимодействия. Взаимоотношения пациентов и медицинских работников при оказании медицинской помощи строятся на взаимном уважении, полном доверии, соблюдении этических норм и взаимной ответственности.
3. Медицинские работники на всех этапах взаимодействия с пациентами прилагают усилия и стремятся к формированию пациентоориентированной среды в медицинской организации.
4. Медицинские работники при оказании медицинской помощи неприкосновенны, никто и ничто не вправе препятствовать им при выполнении служебного долга и должностных обязанностей.
5. Пациенты (общество) несут правовую, этическую и нравственную ответственность за распространение недостоверной и заведомо ложной информации о медицинских работниках и о медицинской организации. Анонимное распространение в открытом доступе негативной информации о медицинском работнике и медицинской организации недопустимо.
6. Пациенты (общество) обязуются соблюдать назначения и рекомендации лечащего врача, соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, при этом вправе обратиться к другому врачу для получения второго мнения и сообщить результаты своему лечащему врачу.
7. Здоровье – это высшая общественная ценность. Пациенты (общество) прилагают усилия для недопущения развития заболеваний путем формирования в себе и окружающих потребности в здоровом образе жизни и выполнения профилактических мероприятий (своевременная диспансеризация, вакцинация, профилактические медицинские осмотры).
8. Медицинские работники и пациенты (общество) проявляют взаимную нетерпимость и противодействуют любым проявлениям коррупции при оказании медицинской помощи.
9. Пациенты (общество) рационально и бережно относятся к ресурсам системы здравоохранения, в том числе: — обязаны соблюдать правила и режим пребывания, установленные в медицинских организациях; — при предварительной записи прилагают все усилия для своевременного посещения медицинской организации, а при невозможности – принимают меры по своевременной отмене записи.